Press

Исследование: в стриминговых сервисах нашли миллионы «фейковых» песен известных исполнителей — доходы от них идут третьим лицам

Каталоги стриминговых сервисов насчитывают более 1 млн фейковых композиций. Об этом сообщает издание Music Business Worldwide со ссылкой на исследование компании Pex.

Исследователи и аналитики Pex выявляют мошеннические схемы в стриминговых музыкальных и видеосервисах. Согласно результатам свежего исследования компании, в стриминговых сервисах доступны более 1 млн фейковых композиций, являющийся альтернативными и «слегка изменёнными» версиями популярных песен.

Такие композиции маскируются под песни известных исполнителей. К примеру, пользователи, которые хотят послушать трек Halsey «Without Me», в результатах поиска могут найти несколько версий песни, при этом только одна из них будет оригинальной. Все остальные издания, если не брать в расчёт официальные записи выступлений, будут размещены третьими лицами, которые и получают доходы от прослушивания этих треков.

По словам руководителя Pex Расти Турека, подобные альтернативные версии минимально отличаются от оригинала, а пользователи даже не замечают подмены. При этом авторы, исполнители и звукозаписывающие компании не получают от таких прослушиваний ни копейки, заявил Турек.

В рамках исследования компания изучила каталоги всех цифровых музыкальных площадок, включая Spotify, Apple Music и Deezer, и обнаружила более 1 миллиона подобных поддельных песен. Ежедневно в сервисы загружается более 100 000 новых композиций, из-за чего подобные подделки остаются незамеченными на общем фоне, отметили в Pex.

Фейковая версия Haisley Without Me Fake
Статистика фейковой версии песни Haisley «Without Me», которая звучит почти идентично оригиналу

Мошенники скачивают оригинальные композиции, после чего слегка изменяют их темп или тональность, стараясь сделать правки максимально незаметными для слушателя, но хорошо заметными для DSP-алгоритмов проверки музыки. Последние используют цифровые слепки композиций и проверяют каталоги сервисов на предмет уже загруженной музыки, сопоставляют исполнителей и их творчество и следят за соблюдением авторских прав.

По словам исследователей, в стриминговых сервисах хранятся изменённые композиции Джастина Бибера, Coldplay, The Chainsmokers и сотен других исполнителей. Все композиции загружены другими авторами, не имеющими никакого отношения к исполнителям оригинальных композиций. При этом едва заметные изменения позволяют песням пройти все проверки и оставаться в каталогах как отдельные композиции других авторов.

Появление подобных треков и возможность их пропуска в каталоги появилась вместе с образованием новых музыкальных направлений, объясняет Турек. Так, например, ускоренные и замедленные версии песен, а также варианты композиций с огромным количеством реверберации стали появляться в стриминговых сервисах вместе с развитием таких направлений, как Nightcore. В итоге базы музыкальных площадок наполняются «ремиксами», созданными в рамках эстетики того или иного жанра, что, теоретически, не нарушает ничьих прав.

Вместе с тем авторы переизданий довольно редко указывают авторов оригинальных работ, отмечает руководитель исследовательской компании. Указание оригинального исполнителя лишает авторов изменённых версий доходов, которые перенаправляются в пользу музыканта, обладающего авторскими правами на песню. Однако отсутствие пометки об авторстве в большинстве случаев не ведёт ни к каким штрафным мерам и, по всей видимости, укладывается в понятие эстетики жанра.

Отмечается, что некоторые изменённые песни насчитывают более 25 млн прослушиваний, а значит хранятся в каталогах уже длительное время. При этом роялти за прослушивания получают не исполнители и звукозаписывающие компании, а третьи лица, создавшие подделку.

Amy Winehouse Back to Black sped up nightcore remix
Ускоренная версия хита Эми Уайнхаус «Back To Black» собрала более 12 млн прослушиваний

По мнению Pex, проблема наверняка касается и менее известных исполнителей, чья популярность и доходы от прослушиваний значительно ниже. Исследователи опасаются, что менее крупные исполнители могут не получать доходов от своей музыки, в частности, по вине мошенников, которые загружают в каталоги изменённые версии песен и забирают большую часть роялти себе.

Единственное, что остаётся делать в текущей ситуации слушателям, быть внимательнее к тому, что они слушают, замечают авторы исследования. Каких-либо других способов борьбы с подобным явлением, на данный момент нет. Сами музыкальные сервисы никак не реагируют на большее количество фейков, а звукозаписывающие компании, по всей видимости, не подозревают о существовании подобного «чёрного рынка» популярной музыки.

В компании отметили, что текущее изменение модели выплат, принятое тем же Spotify в конце 2023 года и подвергшееся критике, только усугубляет ситуацию. В итоге малоизвестные авторы могут вообще не получать выплат за своё творчество, так как загруженные ими композиции не пройдут установленный площадкой порог, в то время как изменённые мошенниками версии их песен будут собирать тысячи прослушиваний и приносить доход третьим лицам.

Новая модель выплат Spotify больше всего влияет на начинающих исполнителей и музыкантов с небольшим количеством прослушиваний, считают в Pex. Модель не затрагивает роялти, причитающиеся композиторам и авторам песен, а также издателям музыки, но серьёзно ограничивает возможности заработка для исполнителей. По данным компании, снижение объёма выплат может достигать 80% по сравнению с предыдущими годами, когда работала старая модель начисления роялти за каждое прослушивание.